Дорогие дамы и господа, сегодня я попытаюсь помочь вашему персонажу подобрать достойное для его светлой (или не очень...) особы холодное оружие, ну или дать вам небольшие знания в данной сфере. Что уж скрывать, данная статья в первую очередь предназначена для людей с повышенной клыкастостью и аллергией на свет, ибо они по старой памяти игнорируют современное огнестрельное оружие и предпочитают старsе добрые колото-режуще-рубящие орудия убийства. Исходя из этого не будем рассматривать вопрос о разделении холодного оружия для парней и девушек, так как физические силы в принципы почти равны и всё решает вкус и предпочтения человека, создавшего персонажа.
И так, вы создали персонажа - каким должно стать его любимое оружие ? В первую очередь я бы сначала посоветовал вам обратить внимание на оружие типичное для региона, откуда родом ваш персонаж, если смотреть ещё глубже - смотрим оружие характерное для эпохи в которую он был ещё человеком. Ниже будет изложен краткий список образцов холодного оружия с описанием районов и времени их наибольшего распространения.
Сразу скажу, что в данном обзоре используются статьи Андрея Ленского.
Мечи
Начнём пожалуй с самого популярного оружия для средневековой и фентезийной тематики. С классификацией мечей есть действительно определённые трудности - их огромное количество и к ним часто приписывают оружие, мечами как таковыми не являющееся.
По типу действия мечи бывают рубящими, режущими и колющими, большинство мечей сочетает колющий эффект с рубящим либо режущим. Если с колющим оружием всё понятно, то с рубящим и режущим возникают трудности - их путают и не могут различить, остановимся на принципе их действия поподробнее. Рубящее оружие основано на (кто бы мог подумать...) разрубание цели - мы поднимаем наш тяжелый меч, делаем замах и со всей силой ударяем по черепку негодника, с режущим всё интересное, эффект достигается за счёт "трения" между лезвием и целью, позволяя без особых усилий срезать с супостата тонкие ломтики.
Преимущества использования меча:
- меч - оружие сбалансированное, поэтому на удары им расходуется гораздо меньше энергии чем с другим оружием похожих габаритов;
- им можно довольно успешно блокировать удары;
- меч - быстрое и маневренное оружие;
- он позволяет наиболее полно реализовать преимущество в технике боя.
Части меча:
- клинок - часть меча, которой наносится урон противнику.Боковая режуще-рубящая кромка клинка называется лезвием, а колющий конец - острием.
- гарда - деталь, защищающая руку бойца. Она у большинства средневековых клинков имеет вид перекрестия, но встречаются также чашеобразные (как у рапир), колодкообразные (как у гладия) или даже сетевидные гарды.
- рукоять - то за что мы держим меч.
- навершие (головка) — это грузик на конце меча, противоположном клинку. Обычно имеет более-менее шаровидную форму. Нужно, чтобы сбалансировать оружие - сдвинуть центр тяжести меча с его середины поближе к руке.
Древнейшие времена.
Египет:
Хопеш - египетский или ханаанский меч, делали из бронзы, и на своего родича — серп — он был весьма похож. Металл в ту пору стоил дорого, и уже в силу этого факта им вооружались только лучшие бойцы — например, телохранители фараона.
В длину хопеш достигал 60 сантиметров. Почему не длиннее? Да потому, что бронза тяжеловата для клинков. Это — главная причина, почему до появления железа в больших количествах мечи оставались экзотикой.
От серпа хопеш позаимствовал не только изгиб, но и одностороннюю заточку по внутренней стороне. Позднее хопеши стали делать обоюдоострыми.
Греция:
Копис — как нетрудно догадаться по названию, близкий родич хопеша. Это слово то ли позаимствовано напрямую, то ли подобрано по созвучию: соответствующее греческое слово значит «рассекать».
Он изогнут лишь слегка, заточен со внешней стороны и больше всего напоминает мясницкий секач, только большой — сантиметров 70. Такие мечи греки нередко делали, но использовать не слишком любили — часто производили на продажу.
Ксифос — прямой короткий (около 60 см) обоюдоострый меч с ярко выраженным острием. Клинок — листообразной формы. Греки умели им и рубить, и колоть. Ксифос шел в ход, когда у гоплита ломалось копье. Спартанские мечи напоминали ксифос, но были намного короче — мы вправе назвать их кинжалами, и упоминаем тут только в силу традиций.
Махайра - клинок односторонней заточки, по форме напоминающий большой нож, слегка изогнутый вперед. Он слегка напоминает кукри, только менее изогнутый. Название его можно приблизительно перевести как «бойцовский»: корень «мах» — тот же, что в словах «титаномахия» (война с титанами) или «Телемах» (далеко бьющий).
Еще махайрой иногда называли прямой или волнистый обоюдоострый меч, очень широкий у гарды и клином сужающийся к концу.
У греков мечи всегда оставались вспомогательным оружием — на случай, если боец останется без копья. Тяжелая пехота — гоплиты — полагалась на длинное копье, легкая — пельтасты — на дротики. Позднее, во времена македонян, мечи стали широко использоваться конницей — катафрактами (поскольку пикой с седла без стремян можно орудовать только очень осторожно), ну, а пешие фалангиты, удлинив пику, практически перестали орудовать мечами.
Рим:
Гладий, он же гладиус (римские родовые окончания существительных -ус и -ум вообще-то принято отбрасывать в русских переводах, но для гладия часто делается исключение) был, похоже, позаимствован незадолго до Пунических войн у испанцев. Его так и называли в те времена: «гладиус испаненсис».
Сохранился всего один образчик такого меча. Размером он был немногим меньше метра и почти чисто колющим: лезвие затачивалось не на всю длину клинка. Тогда же появилась «фирменная» колодкообразная гарда.
С I века до н. э. в ходу помпеянский гладий: этот уже и вовсе почти кинжал, всего полметра или даже чуточку меньше. Он был так мал, что его даже носили не на левом бедре, а на правом — более длинный клинок удобнее выхватывать с левого бедра, а этому и так сойдет.
Гладий для римлянина был важным оружием. Поначалу римское войско делилось на гастатов, принципов и триариев: для триариев меч был основным вооружением, гастаты и принципы больше использовали копья. Позднее, после реформ Мария, меч начал играть все более важную роль. Копьями пользовались все больше затем, чтобы заставить врага бросить щит: они делались с длинным наконечником из мягкого металла, который напрочь застревал в щите и мешал им работать.
Римская фехтовальная техника практически исключаларубящие удары (хотя меч для них и годился). Основных причины такого явления две: во-первых, колющий удар не заставляет воина открыться, во-вторых, у него больше радиус угрозы.
Смешные короткие римские «тыкалки» оказывались тем самым словно бы длиннее кельтских рубящих мечей.
Галлы:
Спата — это достаточно широкий и тяжелый меч длиной около 90 см. Гарда поначалу была подобна гладиусовой, а позже появилось перекрестие. Острие у него выражено слабо, потому что галлы полагались главным образом на рубящий удар. Эта техника подходила им намного лучше.
Идею спаты заимствовали многие. У тех же римлян она стала мечом всадника; и с тех пор в качестве кавалерийского меча просуществовала еще много веков у самых разных народов Европы. Да и в пешем строю ее применяли германцы, бритты и другие народы. Слова «шпага», «эспадрон», «эспадон» — все ей сродни.
Средневековье
Многое изменилось в военной тактике на рубеже античности и средневековья. И главное среди изменений — конечно же, повсеместное распространение стремян. Кавалерия, которой в армиях Рима и Карфагена отводилась вспомогательная роль, без которой отлично обходились германцы и многие кельтские племена и которую активно использовали в Европе разве что македоняне, в одночасье сделалась «царицей полей».
Восточная Римская империя, она же Византия, сделала основой своей армии среднюю кавалерию с луками и мечами, франки и персы — тяжелую конницу, арабы — легкую. Степняки — болгары, половцы, гунны-мадьяры — сделали ставку на конных лучников.
Основным кавалерийским мечом Запада стала модифицированная спата; она сделалась длиннее и тяжелее, а также обзавелась крестообразной гардой. Этому весьма способствовало принятие креста как главного символа веры (не исключено, что и изогнутые сабли арабов тоже как-то связаны с полумесяцем, но это утверждение многими оспаривается).
Но начнем мы все же не с конницы...
Германские народы:
Как известно, Рим устоял перед всадниками-гуннами, но пал под натиском пеших германцев. Готы, саксы, даны, алеманы, франки сделались властителями большей части Европы.
Первое время все они воевали в пешем строю. И у многих эта привычка сохранилась: так, например, скандинавы остались верны пехотной тактике на много веков.
Одно из таких племен, к примеру, завоевало почти всю Британию, оттеснив кельтские народы на запад (в Уэльс и Корнуолл) и в шотландские горы. Это племя — саксы; когда-то с ними яростно бился король Артур, а ко времени, описанному в «Айвенго», они уже считают себя коренным населением и огрызаются на новых захватчиков — норманнов.
На знамени саксов — белый конь, но, тем не менее, в седле они почти не воюют.
Оружие саксов так и называется: сакс - это, по сути дела, не более чем длинный нож. У него всего одна режущая кромка (ножу вторая не нужна и даже мешает), он прямой, с широким, сходящимся к острию клинком. И существует в самых разных ипостасях: мелкие саксы легко прячутся в сапоге, а в атаку воины берут полновесный меч длиной в три четверти метра. Это как нельзя лучше иллюстрирует тот факт, что разделение на мечи и кинжалы-ножи — чисто условное. Гарда у сакса минимальная или даже вовсе отсутствует.
Некоторые предпочитали более длинный вариант:скрамасакс. Он тоже сродни ножу, но не простому, а тому, которым рубят хворост. Поэтому он слегка изогнут, но не как сабля, а чуть-чуть. Размером он достигал 90-95 см. Такой меч неплохо годился всаднику, но и в пешем строю был весьма уместен, особенно для рассыпного строя.
Оба этих меча — почти исключительно рубящие, колющая техника у саксов не слишком процветала. Саксы любили и топоры; пристрастие к ним сыграло, по мнению ряда историков, печальную роль в битве при Гастингсе, после которой саксы покорились завоевателям из Нормандии.
Их северные родичи — викинги — взяли на вооружение классическую спату. Меч викинга поначалу обходился гардой-колодкой, потом перешел на изогнутое дугой перекрестие. Викинги тоже предпочитали рубить, а не колоть, и тоже бились исключительно в пешем строю. На мечах они не «зацикливались» — уважали и топор, и булаву.
Военная тактика викингов была позаимствована их учениками и подданными — русичами. Это более чем понятно: несколько столетий и князья, и их дружина были куда более варягами, нежели славянами.
Наши с вами предки использовали все ту же спату и все тем же пешим порядком. Позднее, когда стало ясно, что для успешной борьбы со степняками без лошадей не обойтись, — слегка удлинили спату и пользовались ею в седле. Со временем гарда русского меча удлинилась и распрямилась, на манер франкского.
Империя франков и ее осколки:
А вот франки осознали преимущество доброго коня и лихого наскока довольно рано. И немудрено: в их империю вошли и остатки западных римлян, и галлы, и другие народы, к тому моменту уже прочно сидевшие в седле.
Поначалу их мечом была та же спата, затем появилось прямое широкое или стержневое перекрестие гарды. Меч стал обоюдоострым, лезвия постепенно стали почти параллельными и сходили на плавное острие только у самого конца. Колоть ими никто и не пытался.
Так появился рыцарский меч. Его форма и параметры свидетельствуют о развитии защит клинком, не слишком характерных для саксов.
После того, как сверхтяжелая броня выходит из моды, рыцарский меч становится более легким и плоским.
Хотя ассоциация «рыцарь — меч» для нас совершенно очевидна, франкский меч оставался вспомогательным оружием. Конница сперва вонзала во врага копья, а мечами уже добивала или вступала в отдельные поединки. Некоторые рыцари предпочитали мечу бердыш, булаву или моргенштерн.
Шли годы; Столетняя война опять перевернула представления европейцев о тактике. Англичане положились на валлийское изобретение — длинные луки, и они оказались серьезнейшим ответом тяжелой коннице. Снова наступила эпоха, когда пехота на поле боя играет важнейшую роль.
Лучник — по определению профессионал; ополченец с длинным луком даже стрелу пустить не сможет, не говорю уже — попасть. Потому-то вспомогательным оружием лучника стал тоже меч, но другой. На первый взгляд меч лучника казался похожим на рыцарский; но он не только короче, а еще и гораздо сильнее сходит на клин. Это не случайно: им не столько рубят, сколько колют. Техника работы напоминает римскую, только вот щит у лучника «не удался» — круглый и маленький. Аналогичный меч взяли на вооружение и арбалетчики.
Так постепенно колющая техника стала «проникать в массы». Итальянцы берут на вооружение чинкуэду: меч с треугольным клинком, очень широким у гарды. Им можно и рубить, и колоть примерно с равным успехом.
А вот французы и поляки (за ними — англичане и итальянцы) начали переходить на чисто колющую технику. Для этого предназначался эсток.
Первое время эсток был очень похож на рыцарский меч, только намного уже. Потом перестали точить лезвие, ограничиваясь острием, а клинок сделался граненым — трех- или четырехгранным.
Эсток неплохо пробивал доспехи, целясь в щели и сочленения; у него также была отличная дистанция угрозы. Длина меча была от 1 м 20 см до полутора метров (такие эстоки чаще всего встречались в Польше).
Следующий шаг в этом направлении сделали уже в Новое время.
Двуручные мечи
Вместе со стрелковой пехотой появилась пехота прикрытия:пикинеры, позже алебардщики. Прорыв их строя для конницы — задача совсем не банальная. Для пехоты — тоже.
Но европейская военная мысль нашла асимметричный ответ, правда, годящийся лишь для профессионалов: двуручные мечи.
Похоже, первыми они возникли у шотландцев: широкие, с почти параллельными лезвиями клейморы. Немецкий цвайхэндер, он же биденхэндер, итало-французский эспадон (не путать с эспадроном, который по сути своей сабля!) и франкский длинный меч (вот он, longsword!) были уже более клинообразными. У немцев ими обычно вооружались наемники-ландскнехты, ну, а в Шотландии и рыцари не брезговали.
Длина клинка двуручного меча — от метра с небольшим до полутора или даже чуть больше, да еще добавьте сантиметров сорок на рукоять. Это замечательное оружие требует немалой физической силы (все-таки от двух до трех с половиной килограммов!) и превосходной выучки, но в умелых руках бесценно.
Это интересно: нередко можно встретить упоминания о пяти- и даже семикилограммовых двуручниках. Да, они существовали (и некоторые даже дожили до наших дней), но ими не сражались. Это церемониальное оружие. Фехтовать семикилограммовой громадиной невозможно!
Прелесть двуручного меча — в том, что он дает своему обладателю некоторую защиту и при этом легко прорывает строй с древковым оружием. Он запросто ломает древки, по дистанции угрозы почти не уступает алебарде и вместе с тем опасен и на ближней дистанции тоже!
Отправлять таких меченосцев против конницы можно только в припадке умопомрачения, но новое «супероружие» пехоты им было не указ. Специалистов по двуручному бою очень ценили, но смертность среди них всегда была высока: ведь цвайхэндер и клеймора никак не прикрывают от стрел и пуль, а носить их со щитом немыслимо.
Двуручный меч всегда хорошо сбалансирован. Нередкие в фильмах ситуации, когда герой берет его одной рукой у самого навершия и раскручивает, — неимоверная чушь. Вообще, слишком сильно размахиваться им обычно не нужно: широкий замах — только для отрубания древков. А в остальных случаях им работают в основном понизу, не заводя меч наверх. Любимый художниками прием с поднятием клинка на невообразимую высоту существовал, но... не у воинов, а у палачей.
И совсем уж невообразимая глупость — описанный несколькими авторами плотный строй с двуручниками. Цвайхэндеру нужен простор.
Аналогичные европейским двуручные мечи были и у других народов. Например, у индийцев и даже ацтеков. Китайцы вместо них пользовались дадао, который скорее секира, нежели меч; японцы сделали «двуручную катану» но-дачи. Все они служили той же самой цели.
Неоднократно рыцарский меч пытались скрестить с двуручником. Один из популярных гибридов называется полуторным мечом, или бастардом. Его использовали с седла, где двуручный меч неуместен.
Ближний Восток
В пустынях Аравии, Берберии и Палестины конница также была основным войском, но не тяжелая рыцарская, а легкая. Носить броню на манер европейской под палящим пустынным солнцем невозможно.
Поскольку разрубать доспехи оказалось незачем, а скорость приобрела решающее значение — то и основной меч арабов стал не рубящим, а режущим. Он называется скимитаром (у персов — шамширом, у турок — киличем).
Скимитар — клинок сравнительно легкий и очень острый. Он предназначен для маневренного боя: на удар нужно намного меньше времени, чем с тяжелым мечом, Для усиления удара он сильно изогнут (форму шамшира и вовсе характеризуют как «подобная луку»).
Считается, что скимитар произошел напрямую от хопеша еще в те времена, когда дикие арабы скитались по пустыне в окрестности Египта. Так ли это, в точности неизвестно.
По мере изобретения лучших видов металла для оружия (вспомним дамасскую сталь) скимитар дальше усовершенствует свои сильные стороны, становясь еще легче и острее и постепенно переходя в саблю.
На арабскую технику постепенно переходят и византийцы; их армия вообще очень похожа на восточную, хотя вооружение и потяжелее. Персы, которые сражались в доспехах, на крупных конях и с пиками — почти как франки, — тоже постепенно переходят на кривой клинок (после завоевания их арабами), но остаются в сарацинской армии тяжелой конницей. Только персидские всадники могли встретить крестоносцев лоб в лоб; арабам же приходилось маневрировать, осыпать издали стрелами и вообще избегать прямой встречи.
Индия тоже воюет похожим образом, но отстает. К тому моменту, когда мечи арабов уже рассекают на лету шелковый платок, индийцы своими клинками все еще пытаются рубить. В конечном счете это приводит к серьезным поражениям. При монголах они привыкают к сабле-тулвару.
Турки адаптируют саблю и к пешему бою: так появляется янычарский ятаган. На первый взгляд он мало похож на традиционные клинки Востока: выгнут в обе стороны и чем-то смахивает на кукри. Работают им и так, и этак; ятаган показал себя весьма эффективным, но одним из самых сложных в обучении видов оружия.
Дальний Восток
Основную особенность японских мечей, наверное, представляют себе все. Легкий изгиб, режущий клинок, длинная рукоять, практически нет гарды, на конце — клиновидное острие. Что популярная катана, что более короткие вакидзаси и шото, что двуручный но-дачи все они устроены примерно одинаково и отличаются в основном размерами.
Техника японцев весьма сложна и разнообразна: вскоре после появления школ боевых искусств с нагинатой появляются аналогичные и с катаной, и развивается масса приемов и стоек. Япония — по-видимому, единственная страна, где с давних времен активно используются парные клинки (катана + вакидзаси или шото). Арабы применяли их эпизодически, а в Европе широко распространилась только техника «шпага + кинжал», и то, конечно же, намного позже.
При этом нельзя сказать с уверенностью, что японская техника боя превосходила западную: они не сталкивались, и все предположения на этот счет чисто спекулятивны.
Конечно, для таких мечей требовался очень качественный металл и работа. Так оно и было: по цене катана превосходила вооружение европейцев и арабов во много раз. Самурайское войско не могло быть особенно многочисленно, а другие сословия мечей не носили.
Китайцы же не привязывались к «единственно верной» форме меча, а непрестанно экспериментировали.
Самой популярной, похоже, была форма, слегка напоминающая скимитар: однако этот клинок изогнут лишь с одной стороны, другая — прямая, и заметно тяжелей. Она называется просто «меч»: дао.
Но были и другие мечи: прямые, наподобие сабли джианы (дан гьены); катанообразные водао; утяжеленный дао-клинок на длинном древке — секира-меч дадао, о ней мы говорили в статье о секирах; двуручный мяо дао; напоминающий катану джанмадао и многие другие. Чуть ли не любой меч, когда-либо производившийся на свет от Исландии до Индонезии, имеет свой аналог в Китае.
Применяли китайцы и технику парных клинков: правда, все больше с маленькими «мечами-бабочками», которые скорее кинжалы, нежели мечи.
Оружие Востока — отдельная огромная тема; мы вернемся к ней позже в отдельной статье, и я для этой цели передам перо специалисту в этой области. Мое знакомство с восточными техниками слишком поверхностно, чтобы вдаваться в подробности.
Новое время
В Новом времени огнестрельное оружие нанесло смертельный удар тяжелой броне — и вместе с этим изменились и фехтовальные приемы. В чести оказалась подвижность,
Доспехи еще не исчезли: но теперь главным типом доспехов стала кираса, а она многое оставляет открытым. И оказалось, разумеется, что в ближнем бою выгоднее не пытаться пробить кирасу, а сосредоточить атаки на руках и ногах противника.
В Европе эсток постепенно начал преобразовываться в шпагу. Как ни странно, при этом он вновь обзавелся лезвием (дабы сохранить возможность и режущих ударов) и слегка укоротился. Очень развилась гарда: появились чаши, а также гарды-ловушки, предназначенные для захвата клинка противника.
Обычно в фильмах про мушкетеров и других героев «романа плаща и шпаги» изображают вовсе не шпагу, а рапиру: очень легкий, чисто колющий клинок. Но рапира входит в моду позже: в XVII веке, причем и тогда это — оружие придворного хлыща, а никак не военного. Д’Артаньян, надо полагать, носил военную шпагу.
Вместе с появлением шпаги возникает сложная фехтовальная техника; в моду входит бой шпагой и кинжалом. Но техника боя все равно мало напоминает то, что можно увидеть в кино.
Так, например, в ряде фильмов мы с удивлением наблюдаем попытку, скрестив клинки, «передавить» противника. Так шпагой не работают. Еще более удивительна сцена, которую также можно встретить в околоисторических фильмах: передавливание шпагой алебарды. Во-первых, для этого нужна геркулесова сила, а во-вторых, шпагой алебарды не давят, а рубят. В частности, за этим и сохранилось рубящее лезвие!
Беготня по комнате, эффектные удары ногой и прочие шалости в этом роде — тоже романтическая чепуха. Во времена д’Артаньяна французская техника фехтования предполагает минимум шагов, а работают в основном рука и корпус. Подвижный бой внедрили итальянцы; во Францию этот стиль приходит намного позже... чтобы сразу же смениться стилем, напоминающим современный. Вот обученный в Италии Николя Давид, убитый Шико в «Графине де Монсоро», быть может, мог фехтовать в «прыжковом» варианте.
Ну, а удары ногой для дуэли вообще подходят слабо. Бесчестная это штука. До дворянина можно дотрагиваться лишь клинком!
В кавалерии (и флоте) берут на вооружение восточную саблю. В XVII-XVIII веках она быстро распространяется по всей Европе и Америке. Сабельная техника, однако, изменяется наподобие шпажной.
В некоторых странах сабля полностью заменяет шпагу. Особенно в тех, что побывали под турками: Румыния, Сербия. В Германии шпага слегка изгибается и весьма похожа на саблю.
Примерно на таком оружии, только немного потяжелее, идут знаменитые студенческие дуэли. Романтику в этих дуэлях мог усмотреть только немецкий студент: бойцы заматывались в защитную одежду, прикрывая шею и грудь, старались рассечь лицо и гордились шрамами. Ничего даже отдаленно напоминающего технику фехтовальщиков; с тем же успехом они могли бы драться на мясорубках.
Есть в кавалерии и практически прямой клинок, потомок рыцарского меча: палаш. Им вооружают в основном тяжелую конницу (кирасир, например).
Однако в начале XIX века карьера мечей как боевого оружия начинает подходить к концу. Мы еще увидим казацкие сабли и шашки и в более позднее время, но все же клинки уступают место штыку, оставаясь оружием дуэли, церемониала или стражи.
Отредактировано Александр Лудэр (2011-07-15 22:51:03)